века, велика и значима. А какой он, педагог современности? Какими качествами должен обладать, чтобы удовлетворить запросы государства, учащихся и родителей? Ответ далеко не прост и не однозначен.
Важнейшие качества современного учителя - его профессионализм, любовь к детям и забота об их будущем. Только профессионал своего дела может помочь проложить детям ту тропинку, которая постепенно выведет их на выбранную ими дорогу грядущего.
Считаю, что работу по профориентации надо проводить уже с начальной школы. Интересы ребенка к какой-то профессии можно заметить достаточно рано. Конечно, жизнь не стоит на месте, и в школьные годы у ребенка интересы могут измениться несколько раз. Но то начало, которое они получили еще в первые годы в школе, должно помочь им определиться и в будущем.
Я всегда внушаю детям, что учеба – это большой труд, который надо выполнять качественно и который принесет в будущем успехи.
Уже в первом классе мы с ребятами оформляем стенд «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Главная рубрика – «Профессии моей семьи». Мы помещаем там творческие работы, в которых ребята рассказывают о семейных профессиях. Например, Глеб Ф. пишет о своем отце: «Мой папа – фермер. Он выращивает картошку. У него 2 трактора и машина. Я помогаю ему».
Играем в игру «Билет в будущее». Ребята выбирают бумажный билет. На обратной стороне написано название профессии, например: ветеринар, шофер и т.д. Суть игры – рассказать о профессии.
В школьной жизни много интересного и трудного. Нелегок труд педагога, но насколько он нужен и важен! Учитель – это наставник, проводник и навигатор в мир будущего.
Вот пример, как учитель способствует в выборе профессии. Рассказывает коллега, учитель литературы:
-В апреле была на курсах в Новосибирске. После занятий пошла к подруге. Надо было ее подождать, и я села на скамейку около подъезда. Рядом сидели молодые люди: стильная девушка и паренек. Я была погружена в свои мысли. И вдруг слышу:
-А помнишь, Алина, эти строчки про землю, когда Лилия Николаевна нам рассказывала про Гиппиус?
-Да. «О дай мне, о дай мне верить в счастье моей земли!»
- А еще там и такие строки были: «О дай мне, о дай мне верить в силу моей земли!»
Я прислушалась. Дальше ребята стали беседовать об эмиграции З.Гиппиус и ее псевдонимах. Потом они переключились на рассуждения о других поэтах-эмигрантах. Звучали имена И. Бунина, М. Цветаевой, Тэффи.
Я молча сидела и вслушивалась. Ребята говорили о литературе начала 20 века, «о счастье и силе земли». Я не выдержала и с извинениями вклинилась в их беседу. Познакомились. Ребята заканчивают школу, готовятся к экзаменам. Я спросила:
-А вы уже определились, куда хотите поступать?
-Конечно,- ответила девушка. Я собираюсь в Томск, в университет, на филфак.
-Почему такой выбор?
-В девятом классе пришла новая учительница по литературе. Свое знакомство с нами она начала с чтения стихов Пушкина. У меня дух захватило и от пушкинских строк, и от вдохновенного прочтения. А потом она спросила:
-Понравилось?
Класс «загудел», и послышалось:
-Еще почитайте…
Алина продолжила:
- Была равнодушна к поэзии. Но вот такое начало урока меня «зацепило». А в 11 классе я влюбилась в поэзию серебряного века и поняла, что хочу изучать литературу профессионально. Спасибо учителю. Именно она помогла мне выбрать свое будущее. Только бы поступить!
А я еще долго про себя рассуждала:
- Какие же замечательные ребята! Целеустремленные, серьезные, позитивные…
Вот и еще один учебный год позади. Последний звонок. Взволнованные лица выпускников. Я задумалась: «Что же впереди? Верно ли определена ваша будущая дорога?» Думаю, что «да». Ребята уже два года работали в проекте «Билет в будущее», благодаря которому окончательно определились с выбором профессии.
Пусть у ребят в жизни все сложится счастливо, ведь к этому приложили свои усилия еще и педагоги с родителями.
И мне пришла в голову такая мысль: «Только тогда вырастет из ученика хороший человек, востребованный профессионал, надежный друг и прекрасный родитель, если в его школьной жизни будет настоящий учитель, умеющий воспитывать так, чтобы каждый ребенок верил в себя и свое будущее».
И нам, учителям, нужно приложить свои знания, интеллект, культуру, личные качества и опыт, чтобы вырос именно такой человек и гражданин, который ясно понимает, кем ему быть в будущей жизни, чтобы приносить пользу себе, семье и стране.
Педагог-навигатор Флеер Наталья Сергеевна